ПОМОГАТЬ ДРУГИМ – ЭТО РАДОСТЬ

Муниципальные ведомости №8, 2015
www.vihyno.org/smi/detail/?item_id=26776

ПОМОГАТЬ ДРУГИМ – ЭТО РАДОСТЬ
О государстве можно много узнать по тому, как оно относится к своим старикам. Окружены ли они заботой и вниманием или брошены выживать с единственной надеждой на милость детей. Если судить о нашем городе по этому показателю, то дела у нас совсем не плохи.
В Москве уже более двадцати лет существует сеть Центров социального обслуживания – учреждений, призванных помогать людям, которым нужна помощь. И со своей задачей они справляются на«отлично».
Сегодня мы беседуем с новым директором ТЦСО «Жулебино» Еленой Юрьевной Глотовой.
– Елена Юрьевна, расскажите о себе, пожалуйста, как Вы попали в структуры социальной защиты, где работали раньше.
– Мне 52 года, в системе социальной защиты я работаю уже 15 лет, 10 из них в должности руководителя. В 2000 году я пришла в ЦСО «Лефортово» и попросилась на работу. Это мой район, там я живу. Надо сказать, что Лефортовский ЦСО был одним из первых в Москве, открывать его приезжал мэр Москвы Юрий Лужков. Центр располагается в старинном здании на Госпитальном Валу, очень красивом. Меня взяли на работу в должности социального работника, и так я проработала четыре года. Все это время активно участвовала в общественной жизни Центра, выделялась активной жизненной позицией, и меня выдвинули на конкурс профессионального мастерства. Я победила в окружном конкурсе и попала на городской. Там я тоже оказалась в числе призеров – заняла третье место и получила звание и бронзовый нагрудный знак «Московский мастер». Это был 2003 год, помню, что нашим домашним заданием была социальная реклама. Тогда многие москвичи еще не знали о ЦСО, мы все время искали способы, как донести до людей, что в столице открываются такие прекрасные Центры.
После конкурса меня назначили заведующей отделением, через какое-то время пригласили поработать в Управление соцзащиты, потом направили в ЦСО «Некрасовка». В Некрасовке очень маленький Центр, и очень скоро, когда директор ушла на пенсию, мне предложили его возглавить. Я проработала там один год. А потом меня перевели в Лефортово директором ЦСО, и там я работала до 2014 года. Это крупный Центр, там много отделений, много людей, которые его любят. Работать там для меня было очень почетно и интересно.

– Наш ТЦСО «Жулебино», наверно, не меньше, чем в Лефортово?
– Сегодня ТЦСО «Жулебино» даже больше, потому что он объединился с ЦСО «Некрасовка» и «Выхино». В 2014 году меня перевели руководителем филиала «Выхино», и полтора года я там проработала. И вот уже два месяца возглавляю ТЦСО «Жулебино». Получается, у нас есть филиалы в Выхино и Некрасовке – и там и там я работала, всех сотрудников и подопечных знаю. Теперь знакомлюсь с головным центром в Жулебино, стараюсь снискать расположение коллег, построить добрые отношения с нашими посетителями.
ЦСО в Москве построили для того, чтобы люди приходили, пользовались услугами и получали помощь. Не потому что людям плохо живется, сегодня мы живем не так уж и плохо. Но человек всегда, в любом возрасте ищет чего-то нового, интересного, и это и есть развитие общества. Современная молодежь больше работает, меньше внимания может уделять и родителям, и детям. По сравнению с советским временем сейчас совсем другая жизнь. И в этой новой жизни людям нужны такие Центры, где можно найти единомышленников, друзей, просто пообщаться.
– Но не все пенсионеры могут сами дойти до Центра. Есть люди, которые почти не выходят из дома.
– Поэтому у нас в ТЦСО «Жулебино» много надомных отделений. Государство опекает этих людей, делает все, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной. В большинстве своем наши посетители – одинокие люди, у которых не получилось завести семью, потому что время было трудное. На плечи наших стариков легли война, разруха, голод. Они восстанавливали страну, поднимали государство. У кого-то есть дети, но они живут далеко, работают. Молодые часто не понимают, что такое одиночество. И государство сегодня делает все возможное, чтобы защитить этих людей, скрасить их жизнь.
В Москве в каждом районе есть Центры социального обслуживания в шаговой доступности, чтобы все нуждающиеся могли пользоваться предоставляемыми там услугами. Тех, кто не может прийти, мы обслуживаем на дому. Наши социальные работники становятся для этих людей практически членами семьи, родными людьми, потому что оказывают им повседневную помощь. Мы помогаем организовать не только быт, но и досуг даже тем, кто не выходит из дома. Приходим с подарками, приносим поздравления от руководства района, города, страны. И людям приятно, что они в гуще событий, не забыты обществом, что их помнят и любят. Часто наши старики жалуются на маленькие пенсии, но гораздо чаще за этими жалобами кроется недостаток общения.
– В последнее время начала расти продолжительность жизни в стране и в Москве.
– Это и есть цель нашей работы – увеличить продолжительность жизни. Считаю, что здесь есть и наша заслуга. Конечно, не только Центры социального обслуживания сыграли в этом свою роль, есть и другие системы, другие виды государственной помощи. К тому же люди очень хорошо чувствуют, что жизнь в стране меняется к лучшему. Далеко ходить за примером не надо: для инвалидов создается благоприятная среда, в учреждениях ввели систему одного окна, во многих случаях можно воспользоваться электронной очередью. Не надо ехать, стоять полдня в очереди. В конечном итоге все это работает на увеличение продолжительности жизни.
Чтобы рассказать обо всех наших услугах, не хватит разворота в газете. Их очень много. Но о некоторых не сказать не могу. У нас много полустационарных отделений. Люди приходят к нам на целый день и пользуются различными услугами. Такие отделения дневного пребывания есть и для взрослых, и для детей. Кроме горячего питания, что немаловажно для многих пенсионеров, это занятия спортом, экскурсионные поездки, кружки, концерты, прогулки по паркам.
Сейчас в Москве, спасибо огромное нашему мэру, активно возрождаются парки. Московские парки стали прекрасны, удобны, там все есть для того, чтобы человек чувствовал себя комфортно. Если же парк далеко, то в каждом районе появились аллейки, мини-парки, зоны отдыха, площадки. И это все мы тоже используем в своей работе. Мы рассказываем людям о том, почему именно здесь разбит парк, откуда такие названия – Выхино, Жулебино, что здесь было раньше. Область социального туризма очень интересна для людей.
– Слышала, что на базе ЦСО сегодня проходит обучение пенсионеров компьютерной грамотности.
– Да, компьютерные классы есть во всех районах. Это современное, очень востребованное направление. Люди учатся через Интернет оплачивать услуги, подавать счета на оплату, заказывать справки. Недавно у нас прошел конкурс компьютерной грамотности среди граждан старшего поколения. Наш представитель среди начинающих завоевал первое место в ЮВАО и скоро будет представлять наш округ на городском конкурсе. Мы рассчитываем на призовое место. В этом году в конкурсе впервые появились две номинации – для начинающих и продвинутых пользователей. Это свидетельствует о том, что пожилые люди быстрыми темпами овладевают компьютерной грамотностью и не собираются останавливаться на достигнутом. Кстати, благодаря этому меньше становится людей, которые теряют память, потому что компьютер – это постоянное напряжение ума, оно стимулирует работу мозга. Человек находит себя, узнает новое, ставит себе цели, планы, и вот он – смысл жизни.
Наши посетители вообще любят всякие соревнования, не только компьютерные, но и, например, спортивные. Это уже превратилось в повседневную жизнь. Занятия спортом, здоровый образ жизни, новые технологии – уже нормы нашей жизни, и сегодня мы ищем новые, более интересные формы их подачи.
– Как развивается ТЦСО? Какие новые направления появляются?
– Развитие идет постоянно сразу по многим направлениям. Например, развивается отделение реабилитации для инвалидов. Мы не медицинское учреждение, но оказываем услуги, которые показаны гражданам в рамках индивидуальных программ реабилитации. Недавно у нас появилась соляная пещера, наша гордость, она полезна людям с заболеваниями органов дыхания. Это новое направление в социальной реабилитации, дорогостоящее, даже в поликлиниках ее нет, а у нас есть.
Отделение реабилитации для детей-инвалидов сегодня есть только в Жулебино, но в наших планах – открыть его и в Выхино, чтобы стать еще ближе к людям, еще доступнее.
Не так давно в ЦСО открылись кабинеты выдачи технических средств реабилитации. Теперь за ними инвалидам не нужно никуда ехать, стоять в очереди. Любую новинку в этой области можно заказать через кабинет, даже то, что только-только появилось на рынке. Или купить самостоятельно, а потом подать документы на получение компенсации.
Сейчас активно развивается еще одно направление – мобильная социальная служба. Это срочная социальная услуга, которая оказывается в день обращения или на следующий день гражданам, которые не получают у нас постоянных услуг. Человек попал в сложную жизненную ситуацию – например, заболел, вызвал на дом врача, а за лекарствами сходить некому. Он звонит нам, и наши сотрудники оказывают ему услугу – идут в аптеку.
– Это бесплатная услуга?
– Для льготных категорий граждан – бесплатная, с остальных мы возьмем весьма скромную сумму. Федеральный закон № 442 «О социальном обслуживании граждан в РФ» открыл возможность оказывать государственную помощь всем, не только льготникам. И если раньше у многих людей была возможность пользоваться услугами только коммерческих структур, то теперь можно получить услугу государства.
– Большинство людей, мне кажется, об этом не знают. А какие еще мобильные услуги могут получить те, кто не состоит на обслуживании?
– Например, надо куда-то доехать. Мы окажем помощь в сопровождении. Или родителям не с кем оставить детей. Спектр наших услуг обширен. В одном интервью рассказать обо всем невозможно. Но каждый ТЦСО имеет свой сайт, там можно найти всю нужную информацию. Мы также используем все возможности, чтобы донести до жителей информацию о себе: листовки, информационные стенды, социальные сети. О нас знают в школах, поликлиниках, районных отделениях соцзащиты. Существует межведомственное взаимодействие, кого-то из других служб направляют к нам, кому-то мы посоветуем, куда обратиться. Человек, пришедший за помощью к нам, никогда не останется без внимания. Даже беженцам помогаем – недавно пришел мужчина, беженец с Украины, босой, плохо одетый. Мы подобрали ему всю одежду, дали обувь. Собираем помощь для Донецка и Луганска. Жители района приносят вещи, и здесь очень хорошо работает сарафанное радио.
– Когда ЦСО стали оказывать платные услуги, многие испугались, не получится ли так, что Центр станет платным, финансирование урежут, скажут: зарабатывайте сами?
– Могу сказать, что, несмотря на кризис, на сокращение бюджетных расходов, нам финансирование не урезали ни на рубль. Наоборот, мы развиваемся, открываем новые направления. А платные услуги очень востребованы. Раньше, в советское время, была фирма «Заря», которая оказывала недорогие бытовые услуги. Сейчас «Зари» нет, но есть ЦСО. И у малообеспеченных людей появилась возможность заказать уборку квартиры, помывку окон, сопровождение на прогулке и многое другое. Наших сотрудников все хорошо знают, не надо беспокоиться, что в дом придет незнакомый человек. А для социальных работников это возможность подработать.
– Вы здесь работаете всего два месяца, а уже все знаете, в курсе всех деталей. Говорите с такой увлеченностью, любовью к работе…
– Я много лет в системе социальной защиты, поэтому хорошо представляю, как устроен Центр социального обслуживания. А что касается любви, увлеченности… Мы же работаем с людьми, которые нуждаются в нашей помощи. По-другому здесь просто невозможно.

 

№ 8,2015

Размер шрифта: A A A